РОССТАТ ПОКАЗАЛ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

РОССТАТ ПОКАЗАЛ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

Как повысить качество, оперативность и адаптацию российской статистики к стремительным изменениям в современной экономике? Как с внедрением цифровизации сохранить сопоставляемость «новых» и «старых» статистических данных? Об этом шла речь на коллегии Росстата с участием представителей федеральных органов власти.

Один из примеров успешного внедрения новаций — флагманский проект Росстата — первая цифровая перепись населения.

 «Новые подходы к работе, та высокая планка по цифровизации, которую поставил перед всем Правительством Михаил Владимирович Мишустин, требует и от Росстата иного качества работы с данными. И в первую очередь принципиальной является ускорение выдачи данных. Ведомство — не научное учреждение, а прежде всего измеритель, на основе результатов которого принимаются решения в экономике — как Правительством, так и субъектами хозяйственной деятельности», — отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников.

По словам главы Росстата, за последние два года была серьезно затронута методология получения данных по 70 направлениям. Новый импульс получили статистика труда и туризма. Существенно расширен круг обследуемых видов сервисов в статистике услуг. Появились абсолютно новые направления — статистика цифровых технологий, статистика групп предприятий.

 «Для решения всех наших задач необходима «безоговорочная» цифровизация. Сегодня в Росстате создана одна из самых мощных в стране информационных систем, половина форм статнаблюдений переведены в электронный вид, в следующем году завершим эту работу. Только так мы можем стать действительно надежным цифровым помощником для всех потребителей информации», — подчеркнул руководитель Росстата Павел Малков.

Одним из прорывов в повышении качества и скорости предоставления данных стал запуск «нулевой фазы» специально разработанной для переписи населения России BI-платформы — цифровой системы отображения регулярных статданных.

Новация состоит в наглядности и доступности сопоставления данных предстоящей переписи не только с показателями предыдущих, но и с новыми результатами самых разных регулярных статистических исследований. Это создаст мультипликативный эффект использования данных переписи, запланированной на осень 2021 года, — вариации разрезов сравнения информации станут практически безграничными, а  прогнозы  на их  основе — как никогда точными.

Внесенные сегодня в BI-платформу данные содержат актуальные демографические показатели, статистику предприятий, потребительских цен, торговли,  и информация будет постоянно обновляться. Сама платформа — это первый шаг к созданию  витрины данных и к доступной статистике:  работать с ней сможет даже непродвинутый пользователь. «Перепись населения в 2021 году пройдет в новом цифровом формате. Изменения коснутся не только сбора данных, когда у переписчиков появятся планшеты. Принципиально иным станет предоставление данных обществу», — подчеркнул Павел Малков.

Если общедоступный профиль BI-платформы только начал свою работу, то внутренний профиль, предназначенный исключительно для сотрудников ведомства, работает уже с 2020 года. В нем содержатся данные по подбору помещений для переписи, обучению и комплектованию персонала, адресам маршрутов — все, что создаст беспрецедентно безопасные условия для работы переписчиков.

По словам Павла Малкова, итогом цифровизации переписи станет заметное изменение качества данных и их доступность. Это будут не только выводы по результатам подсчета и аналитики, но и обезличенные микроданные по разным сегментам, регионам, муниципалитетам. Цифры будут полезны экспертам и всем заинтересованным людям.

«Раньше все данные Росстат публиковал в виде таблиц в Word, PDF, Exel. Сейчас мы стараемся предоставить другие форматы данных — инфографики, презентации — в визуальном и машиночитаемом виде. Объединяет все это аналитическая витрина. Она уже доступна на сайте Росстата. Все текущие данные, в том числе по демографии страны, будут собираться и отображаться именно в ней. На платформе строятся аналитические графики и карты, любую информацию можно скачать. Здесь можно будет увидеть и данные предстоящей Всероссийской переписи населения», — отметил заместитель главы Росстата Павел Смелов.

В Росстате пояснили, что данные предстоящей цифровой переписи также дополнят и усилят региональную и муниципальную статистику, в частности цифровые паспорта муниципалитетов, которые в 2021 году планируется создать по всей России. «Все, что будет посчитано в рамках переписи, будет положено в эти паспорта: статистика по уровню образования проживающих, численности, семейной структуре и многим другим демографическим показателям», — пояснил Смелов.

Он также добавил, что перепись раунда 2030 года по планам будет полностью цифровой, очевидно, на основе смешанных источников: электронных административных данных и дополнительной информации, в сборе и анализе которой будет задействован искусственный интеллект. Сегодня он уже применяется в Росстате при расчете индекса цен. В ходе предстоящей переписи будут также апробированы подходы анализа больших данных с применением искусственного интеллекта, в частности данных операторов сотовой связи.

Справка:

BI-платформа (от business intelligence —  бизнес-аналитика, англ.) — это комплекс компьютерных программ для фильтрации, анализа и визуализации больших объемов информации. Такие системы позволяют вести финансовую аналитику, делать расчеты и развивать бизнес крупным компаниям. Теперь BI-платформа будет использоваться и в переписи населения. Ее внедрение продиктовано масштабностью  предстоящего исследования. Применение технологии  стало закономерным продолжением взятого Росстатом курса на всестороннюю цифровизацию статистики.

Новая отечественная BI-платформа специально разработана для переписи. Она позволит отслеживать и контролировать все этапы проведения исследования: от подготовки до подведения итогов. Вся информация из регионов будет отображаться на мониторах компьютеров специалистов Росстата в режиме реального времени.

Для сбора данных о населении в России впервые создано мобильное рабочее место переписчика с электронными устройствами. Отечественные предприятия произведут 360 тысяч планшетов, на них установят программное обеспечение российского производства — операционную систему «Аврора». Задача устройств — сбор, временное хранение и передача информации о населении регионов России в центр обработки данных переписи. Полный анализ результатов будет осуществляться с помощью BI-платформы, разработанной специально для этой цели.

 

Медиаофис Всероссийской переписи населения

media@strana2020.ru

www.strana2020.ru

+7 (495) 933-31-94

https://www.facebook.com/strana2020

https://vk.com/strana2020

https://ok.ru/strana2020

https://www.instagram.com/strana2020

youtube.com

 

 

Дата создания: 04-05-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.