ПОДНЯТЬ ЦЕЛИНУ, ПОСТРОИТЬ БАМ, УЧАСТВОВАТЬ В ПЕРЕПИСИ: ЧТО УСПЕВАЮТ СТУДЕНТЫ?
Более четверти переписчиков в нашей стране — студенты, а в крупных городах — более половины. Что дает студентам участие в масштабных событиях, как их совместить с учебой и нужно ли, рассказываем в День российских студенческих отрядов — 17 февраля.
Первые студенческие отряды появились в нашей стране в 1959 году с поездки трехсот добровольцев МГУ на освоение целины в Казахстан. В этом же году прошла первая послевоенная перепись населения СССР. Событие вызвало в стране не меньший ажиотаж, среди переписчиков-добровольцев — масса студентов. В дальнейшем участие молодежи в перерывах между учебой в масштабных стройках и всесоюзных переписях стало традиционным.
После распада СССР движение студенческих отрядов временно угасло. Однако в переписи 2002 года по-прежнему участвовало немало студентов. Одним из них был Павел Смелов, сегодня — заместитель руководителя Росстата.
«Помимо возможности подработать перепись давала колоссальный опыт общения, позволяла развить ответственность и управленческие качества. Мало кто отвечал на вопросы односложно, особенно если дверь открывали пенсионеры: они долго рассказывали о своей жизни, судьбе, семье, — вспоминает он. — Работа переписчиком определила путь в профессию. Уверен, участие в переписи будет полезно всем студентам, вне зависимости от того, кем они станут в будущем. А для будущих студентов это обязательная часть образовательного процесса».
На последней Всероссийской переписи 2010 года студенты российских вузов составляли 27% переписного персонала. На переписи в Ярославле их было 40%, в Калининграде — 43%, в Омске — 48%, в Санкт-Петербурге — 55%, в Москве и Новосибирске — более 80%.
По договоренности с Росстатом Минобрнауки России рекомендовало вузам включать участие в переписи в программы производственной или ознакомительной практики. Прежде всего, это касалось студентов по специальностям психология, экономика, менеджмент, социология и т.п. — многие гуманитарные факультеты и вузы меняли учебные планы согласно рекомендациям и одобренной Министерством образования и науки программе практики.
«Возможность не прерывать учебу и получить зачет по практике — хороший стимул для студентов участвовать в переписи. Мы видим это по вузам, которые совмещали перепись и практику для учащихся в прошлый раз. Сейчас мы вновь договорились с профильным министерством и вузами о такой возможности. В целом планируем привлечь на перепись 2021 года около 90 тыс. студентов — порядка 30 процентов от общего числа переписного персонала», — рассказывает Павел Смелов.
К переписи подключится и тысяча бойцов движения российских студенческих отрядов, возрожденного в 2000-е годы, о чем сообщили в МООО "РСО". Движение, к слову, вновь активно участвует в масштабных проектах страны.
Мотивация участвовать в таких событиях, как перепись населения, у современных студентов разная. Для одних — это способ заработать или подработать, для других — возможность приобрести опыт коммуникаций с совершенно разными во всех отношениях людьми, увидеть реальную жизнь и научиться адаптироваться в различных ситуациях.
Важно, что все переписчики проходят обучение, которое входит в оплачиваемый период работы. Учатся общаться и правильно задавать вопросы, вместе с инструкторами отрабатывают поведение в разных ситуациях, если, например, в квартире свадьба или похороны или кроме ребенка никого нет. Также учатся заполнению переписных документов, в том числе в электронном виде.
Но для многих студентов перепись — еще и приобщение к грандиозному общегосударственному мероприятию, реальный вклад в создание истории страны и ее будущего. Осознание этого — также важное качество для переписчика.
Медиаофис Всероссийской переписи населения
+7 (495) 933-31-94
https://www.facebook.com/strana2020
https://www.instagram.com/strana2020
youtube.com
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.